Грудное вскармливание, Мастит, Застой молока, Лактостаз, Отказ от груди, Расцеживание груди
Грудное вскармливание. Мама + Малыш автономная некоммерческая организация.   Помощь при мастите, застой молока, беременности, родах, недостатоке молока, трещинах сосков, лактостазе, отказе от груди, уходе за ребенком, развитии ребенка, прикорме, докорме.Грудное вскармливание. Мама + Малыш автономная некоммерческая организация.   Помощь при мастите, застой молока, беременности, родах, недостатоке молока, трещинах сосков, лактостазе, отказе от груди, уходе за ребенком, развитии ребенка, прикорме, докорме.Грудное вскармливание. Мама + Малыш автономная некоммерческая организация.   Помощь при мастите, застой молока, беременности, родах, недостатоке молока, трещинах сосков, лактостазе, отказе от груди, уходе за ребенком, развитии ребенка, прикорме, докорме.
Грудное вскармливание. Мама + Малыш автономная некоммерческая организация.   Помощь при мастите, застой молока, беременности, родах, недостатоке молока, трещинах сосков, лактостазе, отказе от груди, уходе за ребенком, развитии ребенка, прикорме, докорме.Грудное вскармливание. Мама + Малыш автономная некоммерческая организация.   Помощь при мастите, застой молока, беременности, родах, недостатоке молока, трещинах сосков, лактостазе, отказе от груди, уходе за ребенком, развитии ребенка, прикорме, докорме.
О Клинике
Сотрудники
Сотрудники
Вакансии
Контакты
БеременнойстьРодыГрудное вскармливаниеУходКонтакты
Помощь на дому по любым проблемам грудного вскармливания. Выезд незамедлительно.
Круглосуточные консультации по телефону - БЕСПЛАТНО.
 Психомоторное развитие детей до 1 года.
Введение прикорма.
Развитие инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ "Учреждение доброжелательное к ребенку".
Тема Недели
Федеральная целевая прграмма "Дети России "на 2007 - 2010 годы
 
Поиск по сайту
 

Главная

О Клинике

Сотрудники

Отзывы

Научная работа

Говорят Мамы

Говорят Врачи

Тема Недели

Вопрос-Ответ

Беби-Слинги

Детский массаж

Форум

Вакансии

Контакты

 

 

 

ИСКУССТВО И НАУКА НОШЕНИЯ ДЕТЕЙ (Часть 6-я)

Ношение ребенка способствует его обучению

Если дети тратят на беспокойство и плач меньше времени, то что они делают с этим выигранным временем и энергией? Мы уже обсудили, что ношение ребенка способствует его росту и физическому развитию. А сказывается ли оно на его умственном развитии? Мои, да и не только мои наблюдения позволяют сказать, что дети, которых носят, большую часть времени не спят, а бодрствуют (состояние так называемого "спокойного внимания"). При этом ребенок спокоен и удовлетворен, настроен на контакт с окружающим миром. Можно сказать, что это оптимальное состояние для познания вещей. Исследователи отмечают следующие положительные моменты "спокойного внимания": дети, которых носят, больше расположены присматриваться и прислушиваться к окружающему. Стабильность психической системы ребенка зависит от его способности спокойно вести себя в состоянии бодрствования причем особенно благотворно состояние "спокойного внимания".

Кроме того, родителям удобнее общаться с ребенком, находящимся в таком состоянии. При положении "в колыбели" ребенок обращен лицом к матери, а это, по мнению исследователей, лучше всего помогает установить связь между людьми.

В положении "кенгуру" у ребенка великолепные условия для созерцания мира - обзор в 180°. Он учится выбирать: смотрит на что хочет, и отводит взгляд с того, что его не привлекает. А возможность выбора способствует обучению.

Ребенок, которого носят, больше приобщается к миру

Другой особенностью, стимулирующей познание, является возможность глубокого проникновения ребенка в мир того, кто его носит. Он видит то, что видят его мать и отец, слышит то, что они слышат, а иногда и чувствует то же, что они. Он больше привыкает к лицам родителей, их походке, запаху и познает мир через выражение их лиц, язык тела, интонации голоса, их чувства. А у родителя появляется возможность обращаться к ребенку гораздо чаще, хотя бы потому, что тот все время находится у него "прямо под носом". Близость углубляет общение; ребенок как бы постоянно участвует во всем, что делают родители. Например, малыш, лежащий в слинге в то время, когда мать моет посуду, постигает цвет, запах и вкус взрослого мира. Он имеет хорошую возможность изучать все, что делается вокруг.

А что дает такой подход при воспитании ребенка, когда большую часть дня он отделен от матери, когда его берут и общаются с ним только по необходимости? Голоса, которые он слышит в соседней комнате, с его бытием никак не связаны. А поскольку они для него ничего не значат, то и не запечатлеваются. Для ребенка, который существует сам по себе, обычный ежедневный опыт не содержит никакой познавательной ценности. Мать же при таком способе общения с ребенком лишена ценности крепких связей с ним. Как правило, она строит свою жизнь и деятельность, не отводя в ней должную роль своему ребенку. В лучшем случае он зритель, а не участник.

Мать, носящая ребенка, напротив, в силу привычки к постоянному его присутствию автоматически соотносит с ним всё действия. Малыш в свою очередь чувствует, что он - участник событий, и это - настоящая вспышка света для его формирующегося самоуважения.

Как ношение ребенка способствует развитию его познания

Мозг малыша развивается и растет под воздействием внешнего мира, совершенствуется также нервная система. Ребенок, которого носят, глубоко связан с миром родителей; ему предоставляются ощущения на их выбор с одновременной защитой от раздражителей, способных повредить или перегрузить его нервную систему. Поскольку находящийся в поддерживающем слинге ребенок участвует в том, что делает мать, в его мозгу скапливаются тысячи воспоминаний, так называемых "примеров поведения". Они подобны тысячам короткометражных фильмов, которые хранятся в фильмотеке его мозга, пока ребенок не попадает в годную ситуацию - тогда фильм и всплывает. Например, мамы часто говорят мне: "Как только я возьму слинг и надену его, малыш весь встрепенется, тянет ко мне ручки, словно в предвкушении того, что скоро он окажется у меня на руках, в моем мире".

Я заметил, что дети, которых носят, более внимательны и склонны "побеседовать" с вами. Бесспорно, что такой способ воспитания способствует развитию речи. Благодаря тому, что ребенок внимательно следит за вашими глазами, ртом, мимикой, он активнее вовлекается в разговор и учится еще одному, весьма ценному для общения качеству - умению слушать.




В слинге двух-летний ребенок - очень удобно разговаривать

Обычные окружающие нас звуки могут как помогать ребенку познавать мир, так и просто беспокоить его. Если ребенок один, эти звуки могут пугать его. Когда он на руках у взрослых, они имеют для него познавательную ценность. Мама ограждает малыша от всего, что считает неприемлемым; она же, когда он слышит незнакомые звуки, дает ребенку понять, что все в порядке, поводов для беспокойства нет.

Родители иногда волнуются, что ребенок, если его все время носить, не научится ползать, передвигаться. Но вы всегда можете спустить малыша на пол и дать ему насладиться свободой движений. К тому же ваши волнения необоснованы - такие дети даже опережают других в физическом развитии по двум причинам: тесный контакт с родителями хорошо влияет на их нервную систему, а кроме того, у них масса энергии, не растраченной на крик.


Ношение детей усиливает их связь с родителями

О понятии "связь" много написано в последнее время, но мало кто понимает его смысл. Связь не возникает мгновенно, это процесс постепенный. Иногда связь родителей с детьми устанавливается быстрее и бывает прочнее, процесс ношения ребенка способствует ее укреплению.

Решившись носить ребенка, мать получает возможность правильно начать строить свои взаимоотношения с ним, и многое в дальнейшем зависит от этих первых шагов. Мы привыкли считать, что на ранней стадии развития только взрослые что-то дают ребенку, что-то в него закладывают. После 20 лет педиатрической и 25 лет родительской практики я пришел к выводу, что это справедливо лишь отчасти. Не только родители развивают ребенка, но и он воспитывает их. При оптимальной системе воспитания обе стороны стараются почерпнуть все лучшее друг от друга и поделиться чем-то своим. Вот как эта система работает.

Мать (в меньшей степени отец) обладает биологическим, инстинктивным влечением к своему чаду.

У нее врожденное желание нянчиться с ребенком, брать его на руки, носить, просто быть рядом с ним. Это и называется привязанностью матери к ребенку. У одних женщин это естественное влечение проявляется в полной мере, у других оно не так сильно. Здесь-то и помогает ребенок. В то время как мать способна дарить ребенку ласку, он, со своей стороны, может стимулировать в ней желание быть рядом с ним. То, как он воркует, причмокивает, улыбается, не может не радовать сердце матери. В женском организме вырабатываются так называемые гормоны материнства, в частности пролактин и окситоцин. Поведение ребенка, его потребность в ласке способствуют выработке этих гормонов. Таким образом, ребенок вызывает у матери биологический взрыв, в результате которого она окружает его необходимой материнской заботой.

Такова базирующаяся на биологических закономерностях логика их взаимоотношений. Получается, что чем больше указанных гормонов, тем легче будет матери с ребенком, значит, можно найти такой стиль ухода за ним, который поможет выработать больше гормонов. Как раз это и происходит, когда мать носит своего младенца. Только постоянный контакт заставляет эту систему работать. Давайте посмотрим на эту проблему глубже.

Гормонам присущ такой параметр биологической активности, который называется периодом полужизни. Это время, необходимое для того, чтобы половина их количества попала в кровь. У разных веществ этот период различен. У материнских гормонов он очень короток - около 20 минут. Значит, чтобы их уровень оставался высоким, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция. Это возможно при постоянном контакте с ребенком, частом его кормлении, словом, если он в вашем слинге.

Ношение ребенка порождает истинную близость с ним

Если мать носит малыша по многу часов в день, она больше привязывается к нему, а он - к ней. А ведь связь людей, говоря проще, означает, что им хорошо, когда они вместе, и плохо - если врозь. Мать может быстро успокоить лежащего в держателе и заплакавшего младенца, она дольше его кормит, может спать рядом с ним, поэтому их контакт не прерывается и ночью. Мэгги, одна из наших пациенток, гордо восклицает: "Я чувствую, что совершенно сроднилась с моим ребенком". Возможно, с биологической точки зрения это чувство обусловлено именно гормональной стимуляцией. Марта говорит: "Я скучаю по моему ребенку, когда он слишком долго спит не в слинге, а где-нибудь еще".

Особенно важно носить ребенка, если ваши отношения с ним развиваются в замедленном темпе - в силу медицинских причин, временно разлучивших мать с ребенком, или если просто у матери биологическое влечение к ребенку запаздывает. Тесная близость с малышом - вот что вам в этом случае нужно.

Следующий шаг: гармония и удовлетворение

После того как мать и дитя почувствовали свое единение, что дальше? Общий эффект, достигаемый ношением ребенка, можно определить одним словом - гармония.

В словарях есть много определений слова "гармония", но мне больше всего нравится самое простое: "счастливое совместное существование".

В первые месяцы общения мать УЧИТСЯ удовлетворять запросы ребенка. Он подает голос - и она догадывается, что надо делать. Так повторяется сотни раз, и реакция матери становится привычкой. Она естественным образом и немедленно отвечает на просьбу ребенка, и в их отношениях наступает гармония.

Связь, рожденная при ношении малыша, помогает матери лучше узнать и прочувствовать его запросы. Хорошая тому иллюстрация - это то, что в странах, где носят детей, не пользуются пеленками. Просто мать настолько хорошо изучила ребенка, что может предчувствовать, когда ему захочется в туалет, тогда она достает его из слинга, держит на вытянутых руках, а затем кладет обратно.

Простой лоскут ткани, в прямом смысле связывающий воедино мать и ребенка, дает им возможность почувствовать удовлетворение друг от друга и уверенность в том, что они на многое способны. Мать учится понимать и умело реагировать на запросы малыша; она сама дивится своей наблюдательности и счастлива этим. Мать настолько близка с ребенком, что не пропустит ни единого его порыва. Из осознанных ее реакции становятся интуитивными, и рождается чувство удовлетворения. У ребенка в свою очередь растет уверенность в себе, так как его призывы находят отклик, в результате он учится лучше выражать свои желания. И это обоюдное понимание, обостренную чувствительность и удовлетворение развивает именно ношение ребенка.

Кроме того, нося своего малыша, вы можете постоянно наблюдать, сколь быстро он развивается, что нового привносит каждый прошедший день. То, как малыш двигается, смотрит на вас, тянется к вам, не только трогательно само по себе, но и позволяет оценить все новые и новые его достижения. В сущности, мать и ребенок развиваются вместе в течение первого года его жизни. Понять и оценить изменения, происходящие при развитии ребенка, - один из существенных факторов, укрепляющих ваши отношения.

Ношение малыша позволяет преодолеть трудности при налаживании связи

Ношение ребенка не только стимулирует выработку у матери нужных гормонов, позволяет не только матери и ребенку чувствовать друг друга, но и преодолевать многие трудности, возникающие при установлении связи.

Депрессия.
Главная из таких трудностей - депрессия. Это состояние менее присуще женщинам, носящим детей. Возможно, это происходит за счет выработки гормонов и снижения беспокойства ребенка. Как говорилось раньше, при частой стимуляции уровень гормонов у матери постоянно высокий, а не скачет вверх-вниз, как это бывает, если мать большую часть дня отделена от ребенка. С биологической точки зрения гормоны материнства оказывают успокаивающий эффект, позволяющий матери избежать депрессии. Женщины, которых я опрашивал, утверждают, что, поносив ребенка, они чувствуют расслабление. (И действительно, известно расслабляющее действие таких натуральных транквилизаторов, как гормоны материнства). Кроме того, опасность появления депрессии уменьшается еще и потому, что такой ребенок меньше кричит, а мать чувствует себя увереннее, не так волнуется.

Но, мамы, запомните: благополучие ребенка не всегда зависит от ваших материнских стараний и способностей . Иногда ребенок кричит, независимо от того, как с ним обходятся, поэтому не стоит думать, что вы плохая мать. Крик может быть обусловлен темпераментом ребенка, а не стилем ухода за ним. (Подробное объяснение, почему ребенок может много кричать в силу своего темперамента см. в главе 16 "Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами"). И все же, нося ребенка, вы быстрее обретете чувство уверенности, которое победит присущие многим молодым мамам сомнения в своих материнских способностях.

Философия эгоизма.
Другим препятствием на пути установления связи является получившая ныне широкое распространение потребительская философия - "больше запросов, меньше отдачи". Ее основное положение "ставь себя в центр всего" просочилось даже в советы родителям. Недавно отмечался настоящий всплеск различных техник самоуспокоения, приведенных во многих журналах и брошюрах. (Согласно этим методикам, ребенок должен научиться успокаивать самого себя, это позволит родителям уделять больше времени своим делам, не утруждая себя постоянным уходом за малышом). В одной такой статье утверждается: "Сегодня занятые родители уже не способны считаться со всеми запросами своего ребенка".

Чтобы показать несостоятельность этого заявления, позвольте привести один случай 5-летней давности из моей практики. Меня пригласили на собеседование в один крупный педиатрический журнал, чтобы предложить как педиатру написать для этого издания. В офисе главного редактора мы попробовали обсудить мои взгляды на проблему родителей и детей. Вскоре все поняли, что мои статьи будут в основном рассматривать интересы детей, в то время как сам журнал в центр внимания ставил проблемы родителей. Поэтому они поинтересовались: "Не могли бы вы умерить свою пропаганду совместного проведения времени матери и ребенка в таких количествах?" Позднее редактор признался, что сам-то он убежден, что нет ничего лучше близкого общения матери и ребенка, но сейчас это "не проходит". Я понял, что наши с издателями воззрения расходятся, и отказался писать в этот журнал.

Носящая ребенка мать не будет брать на веру все, что пишут журналы, защищающие "интересы родителей", о пользе раздельного пребывания с ребенком. Я заметил, что такие матери вообще не нуждаются в доброжелателях - настолько уверенно они себя чувствуют. Им говорят: "Ты слишком много возишься со своим ребенком, ты его испортишь", но они не прислушиваются к советам тех, кто проповедует самостоятельность ребенка в большом мире, утверждая, что чем больше ему предложить внешних раздражителей, тем для него лучше. Это они называют "обогащением окружающей среды". (Но подумайте, какая окружающая среда может быть для ребенка ценнее, чем руки родителей?!). Школы воспитания, ставящие на первое место "интересы" родителей, предлагают ограничивать Удовлетворение потребностей ребенка, что идет вразрез с многовековой практикой ношения детей. Матери, привыкшей носить ребенка, такие советы едва ли покажутся правильными, а если она их и примет, то все ее существо взбунтуется, и она поймет свою ошибку. Надевая слинг с покоящимся в нем малышом, она интуитивно чувствует, что самое лучшее, что она может дать ребенку, это близость с ним. Все прочие стили воспитания будут отвергнуты, если они не построены на тесном контакте с ребенком.

Ношение ребенка облегчает жизнь занятым родителям
У нас большая семья, где каждый занят своим делом, поэтому мы с Мартой особенно любим спокойно вдвоем посидеть за ужином, когда все дневные заботы позади, а дети заснули. Если же у нас родился еще один малыш, эти часы мы проводим втроем, довольные и умиротворенные. Иногда Марта кормит ребенка прямо за столом, и это никак нам не мешает. Если младенец просыпается, он тихо прислушивается к нашей беседе.

Пользуясь слингом, вы, например, облегчаете себе общение с гостями: вам не приходится время от времени извиняться, чтобы отлучиться из комнаты и покормить или успокоить ребенка - он все время рядом. Как мило бывает созерцать группу взрослых, каждый из которых сидит со своим ребенком. Если дети достаточно подросли для положения "на бедре" (от 4 до 6 месяцев), они могут смотреть друг на друга или как-нибудь общаться, пока взрослые разговаривают.

Ношение ребенка может изменить вашу жизнь к лучшему

Даже очень занятая мама, носящая ребенка, считает, что он не только не мешает ей жить, а, наоборот, помогает. Научившись этому искусству, она с учетом его постоянного присутствия строит свои повседневные дела и заботы, и круг замыкается: ношение малыша укрепляет связь, которая призывает их быть вместе как можно больше. Так как мать хочет быть рядом с ребенком, она находит способы носить его при выполнении своих дел. В дальнейшем это еще более усиливает их связь, так как мать обнаруживает, что ребенок для нее не помеха, а удовольствие и необходимая часть ее самой.

Кэрин решила вернуться на работу, когда ее ребенку было 6 месяцев. Привыкнув на работе все делать как можно лучше, она сохранила серьезный профессиональный подход и в уходе за ребенком. Для большего сближения с ним она носила его по нескольку часов в день все эти месяцы и не снимала его, выполняя работу по дому. За эти полгода Кэрин и Джейн, ее дочь, стали настолько неразлучны, что Кэрин сказала мне: "Я не могу выйти на работу и бросить Джейн". Она подошла к тому состоянию, при котором ее врожденная материнская сущность препятствовала разлучению с ребенком. Повинуясь голосу своего разума, Кэрин нашла такой род деятельности, который позволил ей и работать, и носить ребенка. (Матери, которые не могут себе это позволить, имеют возможность восполнить дефицит общения во внерабочее время - путем ношения ребенка. См. главу 17 "Работа и материнские обязанности") . Ношение ребенка порождает такие условия, при которых связь с ним усиливается, мать находит такой стиль жизни, чтобы эта нить общения не обрывалась - и в этом еще одно преимущество такого способа воспитания и для матери, и для ребенка, и для общества.

Если ношение детей станет стилем родителей 90-х годов, эти годы будут самым счастливым временем для детей, а жизнь родителей существенно облегчится.

Наверх
 
© 2006 Мама + Малыш