|
ПОСЛЕДСТВИЯ ОШИБОК В УХОДЕ
| | Как известно, воспитание и уход за младенцем формируют его психическое и физическое здоровье. Качество ухода за ребенком грудного возраста определяется соответствием между поведением матери и его психофизиологическими потребностями возрастного развития. Для грудного ребенка любое несоответствие между ожидаемым и реальным поведением матери является стрессом и приводит к нарушениям в развитии нервной системы и психики. Последствиями стресса, перенесенного в этом возрасте, являются расстройства поведения, психические расстройства и психосоматические заболевания.
Сегодня стресс рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Стрессовая реакция развивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови катехоламинов и кортизола. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем, задерживая или нарушая его. Прежде всего страдает нервная система. Согласно исследованиям, проведенным нашими и зарубежными учеными (Е.В.Науменко, Г.Дернер), даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения и психические расстройства.
Гормоны стресса, действуя в перинатальном периоде и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов. По мнению Г.Дернера, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и (или) преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с процессом развития».
Каким же образом стресс воздействует на процесс развития ребенка? В момент опасности, травмы или эмоционального потрясения ребенок, как существо полностью зависимое от матери и не способное к самостоятельному отпору, попадает в ситуацию подавленного действия, что приводит к активной выработке кортизола. Кортизол « обжигает чувтвительный мозг подобно кислоте. В результате этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20 - 30 процентов меньше, чем у нормальных детей; - у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контролирующий память, меньше. Это следует отнести на счет токсического действия кортизола; - повышенное содержание котизола у особо впечатлительных детей до 3 лет усиливает деятельность тех участков мозга, которые контролируют чувство настороженности и агрессию. В результате мозг находится в состоянии постоянной тревоги и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего воспоминания о первоначальной травме (или присутствия ее виновника), чтобы некогда поврежденные участки мозга реактивировались. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоги, гиперактивности, повышенной импульсивности. «У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройства внимания и неспособность к самоконтролю», - говорит невропатолог из Миннесотского университета Миган Гуннер».
Помимо этих пагубных последствий, в пораженных гормонами стресса областях мозга возникает путаница в системе нейросигналов, когда усиливается один и тушится другой сигнал. Поскольку именно нейросигналы способствуют формированию синапсов, дети, живущие в условиях стрессов, утрачивают умственные способности. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, - говорит Брюс Пери ьиз Бейлоровского медицинского колледжа, - означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда».
«Потеря всегда трагична - особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему это не под силу». (Шарон Бегли. Как развивать мозг ребенка.)
Проявления стресса у грудного ребенка.
Ошибки в уходе за грудным ребенком приводят к стрессам различной силы и тяжести. Стресс, пережитый в этом возрасте, имеет как отдаленные, так и ближние последствия. Ближайшими последствиями стресса у младенцев являются:
- продолжительный сон после проведенных процедур; - остановка прибавки в весе или росте; - повышенное внутричерепное давление, повышенная возбудимость, гипо- и гипертонус мышц, нарушения работы кишечника, колики, частые и обильные срыгивания; - нарушения сна; - беспричинный и продолжительный плач; - неадекватная реакция на громкие звуки, перемену положения тела; отказ от груди.
Основные ошибки в уходе.
- искусственное вскармливание; - неудовлетворительный холдинг; - психоэмоциональное разобщение между матерью и ребенком; - раздельный сон; - кормление строго по часам; - продолжительный плач; - насилие и жестокость; - моржевание, обливание холодной водой; - проныривания при занятиях в ванной.
| | | | |